Мы открываем рубрику #вебликбез в нашем блоге. В ней будем рассказывать про то, что вы должны знать, если планируете заняться разработкой или продвижением сайта.
Сегодняшней темой рубрики #вебликбез станет определение терминов UI и UX, а также их различие.
Возможно, вам доводилось слышать фразы по типу: «у этого сайта потрясающий UI» или же «здесь отвратительный UX – невозможно пользоваться!». Вы, может быть, смутно догадывались, что это как-то связано с дизайном и согласно кивали говорящему. Однако, что же это такое и в чем отличие так и осталось для вас загадкой. Давайте разбираться.
Вот такое определение UI дает один общеизвестный ресурс:
«Интерфейс пользователя, он же пользовательский интерфейс (UI — англ. user interface) — интерфейс, обеспечивающий передачу информации между пользователем-человеком и программно-аппаратными компонентами компьютерной системы.
Пользовательский интерфейс часто понимают только как внешний вид программы. Однако, на деле пользователь воспринимает через него всю программу в целом, а значит, такое понимание является слишком узким.»
То есть, если упростить данную фразу (да простят нас академики дизайна), то получается, что, к примеру, UI сайта – это все визуальные элементы, фоны, кнопки, иконки, общий стиль и т.д. То есть сам нарисованный интерфейс. Конечно, в самом определение написано, что это узкое понимание, но, нужно же нам с чего-то начинать?
Что же такое UX? Обращаемся к всемогущему Google:
«Опыт пользователя, опыт взаимодействия (англ. User eXperience, UX) — это восприятие и ответные действия пользователя, возникающие в результате использования и/или предстоящего использования продукции, системы или услуги.
Опыт пользователя включает все эмоции, убеждения, предпочтения, ощущения, физические и психологические реакции пользователя, поведение и достижения, которые возникают до, во время и после использования системы. Опыт пользователя сочетает образ торговой марки, способ представления, функциональность, производительность системы, интерактивное поведение и вспомогательные возможности интерактивной системы, физическое и психологическое состояние пользователя, являющееся результатом предшествующего опыта, привычек, навыков и индивидуальности.»
Понятнее как-то не стало… Давайте снова обратимся к аналогиям. Возьмем тот же сайт. Мы же сайты делаем, так что почему бы и нет? Вот мы уже поняли, что UI, это визуальная часть сайта. А что же еще есть на сайте? – спросите вы. Ведь там только кнопочки и картинки, ну и текст. С одной стороны да, а вот с другой стороны – почему там есть эти кнопочки? Почему здесь располагается та или иная картинка, а куда мы попадем, если перейдем вот по этой ссылке? А почему именно сюда мы попали? На эти вопросы и отвечает UX.
Безусловно, UX намного более широкое понятие, чем UI и, конечно же, включает в себя последнее. Пользовательский опыт – это полностью весь проект сайта, который отвечает на самые главные вопросы – почему, зачем, как. Это также и визуальная часть. Другими словами, UX – это вся концепция проекта – от начала и до конца. UI же, хоть и является одной из главных частей проекта, но отвечает только за визуальное исполнение.
Сегодняшний пост мы заканчиваем цитатой Скотта Дженсона (Scott Jenson), руководителя отдела стратегического развития продуктов в Google:
«Я не слишком углубляюсь в эти различия, так как эти понятия часто используются как взаимозаменяемые. Однако если меня спрашивают, мое видение заключается в следующем. Пользовательский интерфейс ориентирован на продукт и представляет собой серию визуальных характеристик за отрезок времени.
UX фокусируется на пользователе и его пути «через продукт».
UI больше нацелен на специфику экранного отображения: ярлыки, визуальный стиль, основные принципы дизайна и структуру.
UX — путь «через продукт». Не ограничиваясь рамками экрана, он определяет путь пользователя и дает объяснение тому, почему были использованы отдельные моменты в UI и, что гораздо важнее, почему какие-то моменты из него убрали. UI имеет дело с ограничениями и проблемами, UX решает их».